地儁, в древнекитайской мифологии верховный владыка, почитавшийся вост. иньцами. На древнейших гадательных костях его имя Цзюнь (
ди означает «первопредок», «повелитель», «государь») записывалось пиктограммой, изображавшей, по мнению одних ученых (Го Мо-жо), человекообразную обезьяну, по мнению других — существо с головой птицы и туловищем человека (У Ци-чан). Исследователь кит. мифов Юань Кэ предполагает, что пиктограмма изображает одноногое существо с птичьей головой, с рогами, обезьяньим туловищем и хвостом, двигавшееся по дороге с палкой в руке. Образ Ди Цзюня контаминировался с образом
Ди Ку и
Шунем. После завоевания иньского царства чжоусцами (XI в. до н.э.) Ди Цзюнь как верховное божество иньцев был во многом вытеснен
Хуан-ди. Согласно древнему трактату
«Шань хай цзин» («Книга гор и морей»), Ди Цзюнь опускался с неба на землю и дружил с пятицветными (
у се) птицами, к-рые следили за его жертвенным алтарем. В этом мифе, видимо, отразились тотемические представления, зафиксированные и в облике Ди Цзюня. У Ди Цзюня было три жены:
Си-хэ, родившая 10 сыновей-солнц, Чан-си, родившая 12 дочерей-лун, и Э-хуан, родоначальница страны трехтелых. Сохранились разрозненные предания о многочисленных потомках Ди Цзюня, к-рым приписывается изобретение различных предметов (напр., повозки, цитры и др.), а также основание различных стран.
Источники: Каталог гор и морей (Шань хай цзин). М., 2004, с. 143, 155.
Литература: Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.;
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 445-446.